вторник, 24 июня 2008 г.

Это определение не научное, но обыденное

Это определение не научное, но обыденное.195 Между учеными, наоборот, нет никакого согласия относительно того, как нужно представлять себе способ действия органов чувств при восприятии. Не говоря уже о реалистах брахманских систем миманса, ньяя и вайшешика,196 среди самих буддистов были коренные разногласия. Из них только вайбхашики, по-видимому, стояли на реалистической точке зрения и полагали, что объекты внешнего мира имеют какую-то способность проникать в воспринимающий аппарат чувств.197 Остальные же более или менее разделяли точку зрения Дхармакирти и Дигнаги. Под восприятием они понимали ту сторону знания, которая лежит в чувствах, т. е. чувственный или пассивный элемент в познании, который противополагается мышлению как стороне активной. Толкователь Дхармоттары по этому поводу 200 замечает: говоря, что восприятие есть знание, лежащее в чувствах, автор варттики [=Дхармакирти] высказывается в том смысле, что не глаз его источник знания, так как само познание... имеет силу видеть свет и т. п., а не глаз. А то возражение, которое на это делается и которое состоит в том, что если знание видит, то, так как это процесс нематериальный, отчего оно не видит предметов удаленных, это возражение неосновательно, так как знание это возникает в связи не с удаленными объектами, а с теми, которые находятся в /Г - 201 области, доступной чувствам, ведь знание не может действительно видеть. Последние слова особенно подчеркивают идеалистическое понимание значения чувств в познании. Если утверждается, что не глаз видит, а знание видит, то это не значит, что удаленность или препятствие не имеют для них значения, ибо это было бы возвращением к материалистическому пониманию процесса восприятия, причем роль глаза переходила бы к какому-то знанию, которое двигалось бы от субъекта к объекту. Чувственная сторона знания есть просто пассивная его сторона, выражающаяся на опыте в факте присутствия перед нами, в области, доступной действию органов чувств, известных объектов. Поэтому никакого другого определения восприятия, кроме того, что оно противополагается мышлению как активному источнику знания, сделать нельзя. реклама транспорте

Комментариев нет: