вторник, 24 июня 2008 г.

Первый вид только выражает тот факт, что существуют несоединимые состояния сознания, причем противо

Первый вид только выражает тот факт, что существуют несоединимые состояния сознания, причем противополагаемые состояния находятся между собой в известном причинном взаимодействии: свет воздействует на тьму и уничтожает ее, холод уничтожает жар и т. д. Совместное бытие этих состояний невозможно, или как говорит Дхармоттара (NBT на III. 75), в один и тот же 'момент* не могут существовать два таких взаимнопротивоположных состояния. Из этого вытекает очень важное следствие: раз противоположение касается двух фактов, находящихся между собой в причинной связи, то оно касается исключительно той области, в которой господствует закон причинности, т. е. области явлений, но не истинно-сущего. Всякое длящееся бытие, мы видели,371 есть продукт синтеза воспроизводительного воображения, а этот вид противоположения существует, говорит Дхармакирти, См. выше в гл. П. только между двумя фактами длящегося бытия, т. е. не между двумя моментами, а между двумя 'цепями моментов', объединенных уже в сознании. Вопрос о том, следует ли признать, что этот первый вид противоположения касается только представлений, а не реальных вещей, был, по-видимому, предметом спора между последователями Дхармакирти. Из слов Дхармоттары видно (NBT на III. 75), что некоторые считали его касающимся только представлений, другие же полагали, что он касается реальных вещей. Сам Дхармоттара занимает среднее положение. Конечно, говорит он, противоположение это касается не только двух отдельных моментов, но многих 'моментов'. Хотя объединенная цепь моментов и не представляет собой реальности, однако реальность является нам в виде объединенных в сознании цепей моментов. В этом смысле противоречие первого рода есть противоречие реальных объектов. Там, где нет никакой реальности, не может быть и такого противоречия (там же). Признаком реальности считается активность (там же), прекращение активности (действительности) моментов холода зависит от действительности моментов тепла. Моменты сами по себе не имеют никаких определений и потому не могут друг другу противополагаться, они представляют собой чистое бытие. Продвижение услуг

Комментариев нет: