вторник, 24 июня 2008 г.

Эти основоположения заранее определяли характер буддийской философии

Эти основоположения заранее определяли характер буддийской философии. Она не могла объяснять весь мир путем искусственного, хотя и логического построения из какого-либо абсолютного принципа, как это делали системы санкхья и веданта. Она не могла делить бытие на субстанции вечные и невечные и объяснять мир путем взаимодействия таких субстанций, как это делали реалистические системы ньяя и вайшешика. Не признавая никакого авторитета за священным писанием, на которое в случае затруднения любят ссылаться все другие системы, она могла иметь только единственный авторитетный источник истины само знание. Поэтому самые предпосылки буддийского учения естественно вели к тому, что в эпоху от VVII столетия, когда индийская культура и с ней вместе философия достигли высшей степени развития, в среде буддийской общины создалось учение, прежде всего ставившее себе целью определить источники и пределы знания, не исходя при этом из какой-либо предвзятой религиозной или научной доктрины, а совершенно свободно исследуя факт познания постольку, поскольку он вообще доступен исследованию. Что такова именно точка зрения буддистов на философию, ясно из слов Дхармакирти и Дигнаги. По поводу того, что люди часто в своих рассуждениях и выводах руководствуются не рассмотрением твердо установленных, несомненных фактов, а предвзятыми мнениями, почерпнутыми из какого-либо установленного догматического учения, Дхармоттара говорит (NBT на III. 46): Но ведь вообще не следует держаться установленных учений! Разве логика не должна основываться исключительно на одних несомненных фактах? Поэтому, казалось бы, научные рассуждении должны вестись в духе совершенной свободы, не стесняясь установленными учениями". Это правда! однако предрассудки и гордость заставляют людей, раз уже они стоят на точке зрения известного учения, приводить доказательства только с этой, предвзятой точки зрения". По поводу рассмотрения теории Дигнаги о противоречивых доказательствах (NBT. III. 112 и след.). Дхармакирти говорит, что такого рода доказательства обыкновенно встречаются тогда, когда люди исходят из какого-либо догматического учения, а не исключительно из твердо установленных фактов, ибо из реальных фактов нельзя вывести двух взаимно противоречивых выводов. Оптимизация сайта интернет реклама

Комментариев нет: